Все православные молитвы

Главная » Календарь » Преображение Господне

Преображение Господне. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Преображение Господне - 19 августа (н.ст.) имеет один день предпразднества (18 августа) и семь дней попразднества (с 20 по 27 августа). Отдание праздника совершается 27 августа. В православном календаре этот праздник называется «Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» – Великий двунадесятый праздник, имеет начало празднования в IV веке. О всеобщем праздновании Преображение Господне в VIII веке и последующих веках на Востоке единогласно свидетельствуют все Богослужебные памятники, дошедшие до нас от того времени. В VIII веке Св. Иоанн Дамаскин и Козьма Маюмский составили многие песнопения на этот праздник, которыми Православная Церковь прославляет событие и в настоящее время. К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов.

Праздник Преображение Господне избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме, к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день. Церковь, благословляя приносимые плоды, внушает тем, что в ней, как в обществе священном, все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как Его творение.
В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображения получил также название Яблочный Спас.

Икона Образ Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

История праздника Преображение Господне (Яблочный спас).

Преображение Господне (Яблочный спас) - этот день знаменует событие, связанное с земной жизнью Иисуса Христа, Спасителя нашего мира. Об этом событии описывается в трех Евангелиях, от Матфея, от Луки, от Марка. Чтобы оберечь своих учеников от горечи и уныния, Иисус Христос явил чудо Преображения Господа: По прошествии дней шести, Иисус взял с Собой Петра, Иакова и Иоанна и взошел с ними на высокую гору. Там Иисус преобразился пред учениками: лицо Его просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. Рядом с Ним явились пророки Моисей и Илия и стали беседовать о том, что Христу предстоит совершить в Иерусалиме. Петр, не зная от страха, что говорит, сказал Иисусу: «Господи! Хорошо нам здесь быть. Если хочешь, сделаем здесь три кущи, Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». Когда он еще говорил, светлое облако осенило их, и из облака раздался голос Бога: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Его слушайте». Услышав голос, ученики пали на лица и еще больше перепугались. Через какое-то время они подняли головы и не увидели никого, кроме Иисуса. Иисус же сказал ученикам: «Никому не говорите об этом видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Но ученики не поняли, что он этим хотел сказать, и спрашивали друг у друга: «Что значит воскреснуть из мертвых?» (Матфей, гл. 17).
Озаренные необычайным, напоившим сердца светом, апостолы испытывали неизъяснимое блаженство, как если бы они пребывали не на земле, а на небе. И когда мужи-небожители стали разлучаться со Христом, святой апостол Петр взмолился ко Господу: Наставниче, добро есть нам здесь быть; и сотворим сени три: едину Тебе, едину Моисею и едину Илии (Лк. 9, 33). Но Христу надлежало еще испытать уничижение и бесславие поношения и заушения, пережить муки Голгофы, умереть, воскреснуть, вознестись и только тогда войти во славу небесную, даровать райское блаженство возлюбившим Господа. Начаток будущего блаженства Христос и явил апостолам Своим Преображением, свидетельствовавшим о Нем, как о Сыне Божием.
Свидетельство о Христе, как Сыне Божием, апостолы услышали и от Самого Отца Небесного. Евангелист Матфей так говорит об этом: Еще когда он (Петр) говорил (молил Христа о сенях), се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17, 5).
И осенившее апостолов облако, и голос Отца Небесного были так внезапны, что апостолы испугались, пали ниц и лежали до тех пор, пока Христос, подойдя к ним, не коснулся их, сказав: "восстаните и не бойтесь". Они приподняли головы, но никого уже не увидели, кроме Спасителя, сказавшего им: "никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых". Таково евангельское повествование о преображение Господа на горе Фавор.

Суть Преображения раскрывается в символах: Гора - уединенное место для сотворения молитвы, которая ведет к единению с Богом. Фавор в переводе означает чистоту, свет. Человек, осознающий свои поступки и кающийся в содеянном, может принять "Божественный нетварный свет". До сих пор на горе Фавор живет память о великом посещении ее Спасителем мира нашего. Над вершиной этой горы, в ночь Преображения, можно видеть ярко светлое облако.

Праздник Преображение Господне избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме, к этому времени созревает виноград, который собственно и положено освящать в этот день. В тех странах, где не растет виноград (в том числе и в России), установился обычай освящать вместо винограда яблоки. Поэтому в народе праздник Преображение получил также название Яблочный Спас.
В народе Преображение Господне называли Вторым Спасом или "Спасом на горе", что происходило от места, где совершилось Преображение Христово. Но чаще всего, Второй Спас именовали – "Яблочным", так как к этому дню поспевали яблоки, другие плоды и огородные овощи. Говорили: "Второй Спас - срывают спелые яблоки"; "Пришел Спас - всему час: плоды зреют"; "Пришел Спас - яблочко припас"; "Яблоки не родятся - так и Спаса не будет". В народе, существует множество пословиц, примет, присловий: «На второй Спас и нищий яблочко съест», «Второй Спас – шубу припас», «На второй Спас бери голицы про запас», «Со второго Спаса засевай озими», «Посей под погоду, будешь есть хлеб год от году», «Рожь, посеянная при северном ветре, родит крепче и крупнее».

Яблоки, освященные в день Преображения Господня, назывались "спасовскими". Созревшие плоды (яблоки, горох, картофель, огурцы, репу, брюкву) носили для освящения в церковь. Обычай - приносить плоды в церковь и освящать их - очень древнего происхождения; в христианской церкви он является продолжением обычая ветхозаветной церкви (Исх. 23:19; Лев. 23:10; Числ. 18: 12-13).
Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: "Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего" (Исх. 23, 19); "Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику" (Лев. 23, 10); "Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих" (Притч. 3, 9).

Но помимо традиции освящения яблок на яблочный спас в Русской Православной Церкви существует практика освящать плоды 14 августа в праздник Происхождение Честных древ Животворящего Креста Господня, по народному "Медовый Cпас" и 29 августа в праздник Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, иногда называемый "Ореховый (или третий) Спас", Спас на полотне, Нерукотворный, Хлебный.

Молитва ко Господу Иисусу Христу ...

Все праздники ...; Все молитвы ...



^ Наверх